12+

Тайшетская общественно-политическая газета «Бирюсинская новь»

Главная / Статьи / Работа над ошибками
13.11.2015 11:38
  • 251

Работа над ошибками

14 ноября – Международный день логопеда

Работа над ошибками

 

В ПОСЛЕДНЕЕ время в связи со значительным ростом количества детей с нарушением речи, актуальность приобрела профессия такого специалиста, как логопед. Кто же такой логопед и самое главное, чем он занимается? На наши вопросы ответила учитель-логопед МКДОУ детского сада «Сказка» Татьяна Дмитриевна КОЗЫРЕВА.

 ­– Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед. Да, мы учим правильно произносить звуки, но вместе с этим развиваем связную речь, речевое дыхание, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки и ещё многое другое. Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мама и каждый папа хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа. Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики – трудно будет научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а, значит, и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

Будучи ещё студенткой медицинского училища, Татьяна Козырева проходила предвыпускную специализацию в детском саду «Сказка» и узнала о такой интересной профессии, как логопед. Не долго думая, поступила на факультет специальной педагогики и психологии в Восточно-Сибирскую академию образования города Иркутска и с отличием окончила её по специальностям логопед и дефектолог. И вот, вернувшись в родной город, уже третий год трудится в любимой «Сказке», откуда и началось знакомство с профессией.

Согласно нормативным документам, которые регламентируют работу учителя-логопеда в дошкольном учреждении, возросшему количеству детей с различными речевыми дефектами и специфике работы, логопедическую помощь получают в большей мере дети старшего подготовительного возраста, а с детьми средних и младших возрастных групп работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей и педагогов.

Татьяна никогда не отказывает в консультации родителям, которых волнует состояние речи ребёнка, всегда с готовностью даёт подробные рекомендации по развитию речи. Для консультации в расписании выделены специальные часы приёма. Она советует для лучшего достижения результата в коррекции речи не бояться родителям обращаться за помощью к психологам и медицинским работникам. Речь находится в тесной взаимосвязи с мышлением, развитием личности ребёнка, а иногда и состоянием здоровья.

 Татьяна отмечает, что родители по-разному относятся к работе логопеда. В основном существует два полярных мнения: одни воспринимают логопеда, как доктора-психиатра и считают, что обращение к нему – это констатация, что их ребёнок отстаёт в интеллектуальном развитии, но это в корне не так, другие родители видят в логопеде панацею и считают, что «по мановению волшебной палочки»  пара занятий с ним исправит сложные нарушения речи. Этот парадокс существует из-за нестыковки в оценке речевого развития ребёнка родственников и других специалистов.

 Татьяна рекомендует родителям сравнивать речь ребёнка с развитием речи сверстников, чтобы вовремя заметить у него речевые недостатки, в Интернете или у специалиста ознакомиться с основными этапами развития речи, когда появляются первые слова, фраза, формируется правильное произношение звуков.

В последнее время в практике встречаются серьёзные дефекты речи, причины могут быть разные, часто эти нарушения сочетаются с неврологическими симптомами. В любом случае возможна корректировка её  при комплексном воздействии с психологом, медицинскими работниками. В детском саду есть дети, которые не говорят в пять-шесть лет, таким детям нужно заниматься с логопедом дольше, продолжать занятия в начальных классах.

В запущенных случаях речь тяжело, но поддаётся корректировке. Таким образом, в зависимости от развития ребёнка, от того, какая его речь была в начале логопедических занятий, дети выпускаются из дошкольного учреждения с хорошей речью, со значительными улучшениями в ней. Хуже всего обстоят дела у детей, которые поздно начали разговаривать, таким Татьяна советует продолжить занятия с логопедом в школе.

Не стоит забывать, что для успешной корректировки речи необходима помощь родителей, их заинтересованность в этом. Занятия с логопедом необходимо закреплять дома. Есть такое понятие – «кабинетная речь», то есть под контролем специалиста ребёнок правильно произносит все звуки, но за пределами кабинета продолжает произносить их неправильно. Поэтому нужна поддержка и помощь родителей для закрепления эффекта занятий с логопедом. Иными словами, малышам нужен не столько логопед, сколько его руководство, чтобы научить родителей правильно с ребёнком общаться, активизировать их.

Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду при явных нарушениях речи, тем быстрее можно достигнуть результатов корректировки произношений звуков. Логопеды стараются сотрудничать с ними, готовят выпуски газет, различные распечатки, проводят семинары.

Большой популярностью пользуется газета детского сада «Сказка», которая доступным языком раскрывает приёмы воспитания, обучения, даёт представления о специализированных понятиях, предоставляет конкретные рекомендации по развитию не только речи детей, но и психических процессов и личности ребёнка. Газета мобильна, её можно взять домой, скачать на сайте дошкольного учреждения и ознакомиться со статьями в удобное время, не отвлекаясь и в состоянии, способствующем усвоению информации.

ЛЮБИТЕ своих детей, следите за их речью, не запускайте проблемы. Будьте активными родителями, заботьтесь о своих чадах, будьте к ним ближе, принимайте участие в процессе их воспитания, прислушивайтесь к мнению и рекомендациям специалистов, доверяйте им!!!!

Уважаемые логопеды! Хочется от души поздравить вас с праздником! Пожелать здоровья, творческих успехов, внимания и поддержки со стороны управляющих органов, мирного неба над головой!  

Елена ЗАПЕКИНА.

Автор: Елена ЗАПЕКИНА

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

13.11.2015

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх