12+

Тайшетская общественно-политическая газета «Бирюсинская новь»

Главная / Статьи / Незапланированная экскурсия
23.01.2015 10:13
  • 428

Незапланированная экскурсия

Обелиск у железнодорожного вокзала.

Мнение краеведа,  кандидата исторических наук

Незапланированная    экскурсия

ОБЗОРНАЯ или тематическая экскурсия по городу? Трудно представить себе такую сцену на привокзальной площади –  тайшетцы и гости города приглашаются  в экскурсионный автобус! Не будем дискутировать на тему возможности такого дела, но  получите приглашение пройтись от одной городской достопримечательности к другой.   Виртуально, конечно.  Начнём с того, что такой площади официально в городе нет.             

   ПРИВОКЗАЛЬНАЯ площадь Тайшета к сегодняшнему дню как-то не планово разместила большой комплект памятников,  в котором каждый элемент сам по себе функционирует и используется без всякой связи с другими.  Между ними просматривается одна  связь    -  они стоят на привокзальной площади и вблизи от неё.  Никто сознательно не собирался превращать площадь в нынешнее её мемориальное состояние. Ставили-устанавливали  памятники и — на тебе! На площади и в шаговой доступности от нее  уже  восемь  самых разных по типу объектов историко-культурного наследия!  Во всем городе их столько же, почти. Если бы  мемориальную доску с именами Героев Советского Союза не перенесли  со стены вокзала на подножие обелиска в центре площади,   самостоятельных объектов культурно-исторического наследия было бы еще больше.  Деревянное здание вокзала,   второе по счёту, кстати, снесли в этом году. Не случись этого, был бы  уже десятый памятный объект! 

Хотя надо сказать, что к  числу памятников архитектуры снесенное здание вокзала официально никто   не причислял. Не памятником же его    объявили  сами  ликвидаторы. 

Статус «памятник»     имеют  здания по улице Северовокзальной. Они это  заслуживают. Достаточно присмотреться к их архитектуре,  чтобы понять это. Некоторые здания этой улицы   построены якобы в 1918 году, возможно и ранее. В технических паспортах   большей их части   не указаны годы постройки. Лишь в  одном, другом паспорте стоят сомнительные даты, вписанные, наверное, задним числом.

Улица Северовокзальная   могла бы быть обустроена и признана архитектурно-историческим районом города. Это же первая улица пристанционного посёлка Тайшет — Вокзальная!  Примеров превращения отдельных уголков разных городов в мемориальные, памятные и рекреационные зоны достаточно. Например, 130-ый квартал в Иркутске — «Иркутская слобода».  Пока же  Северовокзальная  в ужасном состоянии.   Любой приезжий к нам гость, отойдя от красивых камней привокзальной площади   и случайно оказавшись во дворах   северовокзальных домов №№ 2-5, 8-9, 11,13,15,16, составит такое   представление о городе, что тут же побежит на рапсо-сурепковые  газоны  - летом они были такими, перрона и площади  у вокзала освободиться от  возможного инфаркта   от  увиденного.

      Если бы отыскать и вернуть на место чугунную мемориальную доску, потеряли ее во время реконструкции здания вокзала, посвященную бою шиткинских партизан за станцию Тайшет в 1919 году,  количество объектов культурно-исторического наследия на привокзальной площади перевалило бы за десяток. Так много всего безвозвратно растеряно.   После ликвидации районной первичной организации  ВООПИиК,   никто уже не заботится о сохранности имеющихся и о внесении   новых   объектов историко-культурного наследия в реестр памятников, охраняемых государством. Никто не следит за состоянием этих памятников, никто не контролирует процесс их установления, сноса-переноса. В связи с этим, и по другим  причинам тоже,   у тайшетцев   нет-нет да  появляются  вопросы, недоразумения, недоумения: куда пропала мемориальная доска, почему   в таком состоянии памятник,  кто за него отвечает, кому или чему   установлен,  зачем поставлен здесь, почему и куда перенесён?

     В связи с этим можно отметить два  момента.  Первый — памятник — это то, что объявлено таковым административным органом, обладающим соответствующими полномочиями. Объявить памятником, значит присвоить статус и внести его в реестр. Нет решения такого органа — нет статуса «памятник» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В сводном списке объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, -   в городе Тайшете, — 59 памятников, включенных в областной список памятников истории и культуры. Такова административная  практика присвоения статусов. И  в этой практике,   особое место  должен был бы занимать тайшетский ВООПИиК, которого, к сожалению, в районе давно уже нет. Следовательно, инициировать решения органов власти о признании тех или иных объектов   памятниками вроде бы некому.

Сложилась парадоксальная ситуация — количество памятников в городе и районе быстро растёт, а хозяина, ВООПИиК, у них нет. Вот и разрушаются они в полях, в лесах, в бывшем городском парке культуры и отдыха, там и сям, прямо у нас под носом.   Тут ещё некоторые любители вечной благодарности потомков ремонтируют, реконструируют, устанавливают, переносят, как попало трактуют  истории памятников, не спрашивая  ни у кого дозволения, ни у кого не консультируясь, исходя только из собственного видения  прошлого. Заметим   -  нашего общего прошлого. И кто позволил заниматься самодеятельностью? Кто может ей противостоять? Никто. Надо сказать, что у нас   теперь каждый считает себя историком- краеведом, а потому  - имеет   право трактовать все, в том числе и историю памятников, как хочу, как могу, чаще всего не объективно, совершенно не думая об ответственности за свои действия, которые могут привести к формированию ложного исторического сознания людей.   

     Параллельно с административной, существует еще и научная практика: поиск не выявленных, не классифицированных, не включенных в научный оборот и просветительскую деятельность историко-культурных объектов, которые могут быть объявлены памятниками. 

     Так что не следует поспешно, только с позиций административной практики, исходя только из собственных соображений, говорить о тех или иных объектах культурного наследия   «это памятник», «это не памятник», «сносить», «не сносить». 

    Вернёмся к памятникам привокзальной площади. Ведь здесь мог бы существовать комплексный вариант. Недавно снесенное здание вокзала  могло бы быть центральным элементом  историко-архитектурного ансамбля — «Железнодорожная станция Тайшет, конец 19  – начало 20 веков.». Другие возможные   элементы комплекса: улица Вокзальная, ныне Северовокзальная с сохранившимися зданиями различного  назначения,   здания двух паровозных депо и водонапорной башни. Первая башня была ликвидирована во  время реконструкции станции, в 1913 году. Жаль,   разрушено и здание  второго паровозного депо на шесть стойл. Говоря о культурной ценности улицы Северовокзальной, напомню: в   списке объектов культурно-исторического наследия Тайшета в 1998 года было названо  16 объектов из 59 только по одной  этой улице!  Сюда бы, на западную окраину Северовокзальной, перенести еще памятник «Тайшетцам-железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от благодарных потомков»  - паровоз Л-3449,  два памятных камня о  «100-летии ВСЖД» (кавычки мои, ниже объясню, почему они поставлены – Е.С.). Да еще бы восстановить часовню, что изначально стояла напротив вокзала. Получился бы прекрасный  комплекс объектов культурно-исторического наследия, призванных    увековечить самое важное для нас событие –   рождение  Тайшета!  Пока же все памятники    хаотично, стратегически не продумано, разбросаны по всей площади.

Вспомнилась статья Александра Диденко, в которой он утверждал, что представление о городе начинается с вокзала и привокзальной площади.   Какое представление о Тайшете может сложиться у приезжих, пристально и заинтересованно смотрящих на все эти   камни, бюсты, здания, мемориальные доски, паровозы?   Площадь стала похожа, скажем так, на новогоднюю ёлку с множеством самодельных  игрушек, на «сад камней», по выражению Дмитрия  Глуховского в книге «Сумерки».    Если ещё приезжие и тайшетцы тоже, внимательно прочтут   надписи    на памятниках  и постараются понять некоторые из  них, то вовсе может сложиться плохое представление о городе. Точнее говоря, о горожанах, о нас с вами, – мол, что вы  тут понаставили и понаписали?!

     Да и краеведам  надо  быть активнее в деле постановки вопроса о признании тех или иных объектов историко-культурного наследия   памятниками, не оглядываясь в ожидании на местную власть и не сетуя на отсутствие в городе ВООПИиК. Надо срочно признавать памятниками  истории и культуры захоронения литовцев, умерших в годы депортации, в  Квитке,  Бирюсинске, мемориальные знаки — стелы, кресты, надмогильные плиты, на заброшенных лагерных кладбищах Золотой горы,     станций Костомарово и Топорок,  деревни Нижняя Гоголевка. 

Вспомнив об этих материальных свидетельствах лагерного прошлого Тайшета и трагедии многих тайшетцев времен массовых политических репрессий, который раз сожалею, что в   городе  до сих пор нет памятника незаконно репрессированным в 1937-1953 годах. Его сооружение было бы благодарным  делом  местных краеведов, администраций городского и сельских поселений.  Кто благодарил бы? Да хотя бы 70-летняя   Урсула Швидерская, по нашей сентябрьской непролазной грязи приехавшая из Польши  на место ныне несуществующего спецпосёлка  Нижнедачная,  поклониться своей вынужденной родине и праху умерших в Сибири земляков. Ну, а разве в наших с вами  семьях не было погибших где-то на далёких «островах архипелага ГУЛАГ» куда теперь не реально добраться ? Давайте здесь и сделаем место нашей коллективной памяти о них, о погибших где-то.

       Вернёмся к началу статьи. Как, зачем, почему оказалось на привокзальной площади столько разных объектов культурно-исторического  наследия, уже признанных памятниками или ещё только претендующих быть таковыми? Ответ  на этот вопрос -  в  их  истории.

    О водонапорной башне и   здании первого паровозного депо говорить не будем, с ними все понятно.  Эти объекты — исторические здания утилитарного назначения с ярко выраженным мемориальным   содержанием, изначально оказались вблизи площади в связи со строительством станции и посёлка Тайшет  II–го участка (Красноярск – Иркутск) Средне-Сибирской железной дороги. Подробнее обо всем этом можно прочитать в брошюре «2431-я верста. Из истории строительства станции и посёлка Тайшет». О снесенном здании вокзала промолчим – нет теперь этого объекта. Памятник В.И.Ленину был установлен в 1965 году. В связи с чем, думаю объяснять не надо. Не было в СССР ни одной железнодорожной станции, ни одного населенного пункта без памятника этому человеку. Монумент  в память о тайшетцах, погибших в годы Великой Отечественной войны,  был открыт    3 ноября 1967 года.Мемориальную доску с именами тайшетцев Героев Советского Союза на здании вокзала установили в 1985 году в связи с 40-летием Победы. Позднее её перенесли на подножие монумента тайшетцам, погибшим в годы войны. 5 августа 1995 года состоялось открытие памятника тайшетцам — железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны.   Две каменные стелы в честь «100-летия» Восточно-Сибирской железной дороги появились в 1998 году. Мемориальная доска в память об участии Анатолия Жигулина в строительстве железной дороги Тайшет – Усть-Кут  появилась в 2008 году. И наконец, памятный камень о 40-летии начала строительства БАМа был установлен 3 июля 2014 года. На привокзальной площади памятниками увековечено  четыре  события истории железнодорожного строительства, два объекта стоят в память о боевом вкладе тайшетцев в победу над фашистской Германией, ещё два   памятника — в честь  двух деятелей истории, культуры. 

    Те, кто воздвигал их,  надеялись тем самым укрепить наши патриотические чувства и коллективную историческую память. Спору нет, именно этому служит привокзальный  памятник тайшетцам-фронтовикам, погибшим в годы войны. И он должен был быть в нашем городе после того, как ежегодное празднование Дня Победы стало возможным в СССР с 1965 года. Только вот иного места кроме как на привокзальной площади, отцы города, для него к сожалению не нашли.

 Первая площадь города, площадь имени Кирова  - территория перед кинотеатром «Победа», перекрёсток улиц Кирова и Советской, перестала существовать как таковая. Площадь «Юбилейная» ещё не существовала. По-моему разумению, памятник воинам-тайшетцам  можно было установить  в парке культуры и отдыха. В те годы эта зелёная зона Тайшета действительно была  парком,  местом для  массовых гуляний  и   учреждением культуры.  Его центральная аллея, где сейчас возвышаются курган с   не докрашенной бетонной плитой, была бы идеальным местом для памятника погибшим солдатам Великой Отечественной войны.

В   1967 году в парке, кроме братской могилы   шиткинских партизан,  не было иных мемориальных сооружений.   Кстати,  в 1980 году  на  прилегающем к территории бывшей универсальной торговой базе участке парка, ветеранами войны была заложена  городская аллея Победы. Она теперь позабыта — позаброшена, а ведь это, вообще-то, тоже объект культурно-исторического наследия. В тиши этой аллеи обелиску погибшим воинам — тайшетцам было бы самое  лучшее  место. Ведь по сути дела, обелиск привокзальной площади поставлен как бы на  братской могиле, воображаемом захоронении.  Такие памятники, надгробия называются кенотафами. Они сооружаются главным образом в том случае, когда прах   покойных по каким-либо причинам оказывался недоступным для погребения. Этот обычай был связан с убеждением, что души мертвых, не имеющих могил, не находят покоя.  Шумная привокзальная площадь стала не лучшим местом для кенотафа. На привокзальной площади уместнее был бы памятник строителям железной дороги Абакан – Тайшет.

    Попутно вспомним еще об одном случае неправильного отношения к  памятникам. В 1977 году в парке был установлен новый памятник шиткинским партизанам вместо  прежнего, первого памятника в городе вообще и, наверное, первого  в честь  партизан, сооруженного еще в 1935 году. Этот первый обелиск  от ДК «Колосс» надо было бы постараться перенести в парк  с сохранением его первозданного вида. Вместо этого соорудили бетонный монстр, элементы которого до сих пор пугающе возвышаются в зеленой зоне города. Так ведь было проще и легче – холм насыпать, поставить готовую плиту и прикрепить чеканные фигуры, слова клятвы – будем благодарно помнить!  Ни за что не поверю, что перенести обелиск в первозданном его виде было не возможно. Печальной оказалась судьба этого памятника. Люди начали его  разрушать  почти сразу же  после установления. 

     Привокзальную  площадь    можно было украсить памятником, например,   в честь строителей железной дороги Абакан – Тайшет.  Иначе как-то не справедливо – есть памятники разным событиям, связанным с железной дорогой, а изыскателям и строителям легендарной трассы нет!

    Почему увековечивать что-либо памятное и дорогое надо только   танками, паровозами и так далее? Спору нет, смотрятся выразительно, тем не менее, здесь есть о чем подумать. Почему бы не устанавливать архитектурно-скульптурные композиции, арки, колонны? Надо ли так много, много – относительно одного места одного населенного пункта, а не относительно самого подвига, памятников, по сути посвященных одному и тому же   - боевому или трудовому подвигу тайшетцев в годы войны?   Кстати сказать,  в честь трудового подвига тайшетцев в годы войны нет ни одного памятника (!), но об этом  чуть ниже.

     В нашем городе больше всего памятников посвящено событиям истории  тайшетского участка железной дороги и её труженикам, установленных по инициативе и силами самих же железнодорожников:  паровоз Л-3449,  каменные стелы в честь  100-летия ВСЖД и 40–летия начало строительства БАМа  и, наконец, памятник трудящимся локомотивного депо, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Другие памятники на привокзальной площади — бюст В.И.Ленина, памятник   тайшетцам, павшим в годы войны,   мемориальная доска в память об Анатолии Жигулине  не в счёт железнодорожникам – они были установлены   не по  их  инициативе.  По сути, памятники  танк Т-34, обелиск на привокзальной площади, паровоз Л-3449   служат одной цели — увековечиванию памяти о подвиге тайшетцев в Великой Отечественной войне. Для чего тогда надо было устанавливать Т-34, если уже был  памятник на привокзальной площади? Как украшение строящейся площади «Юбилейная»? Так её по плану украсили высокой стелой с советской символикой в соответствии с названием. Получается,  что мы  до сих пор увековечиваем Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

     Отвлечёмся от привокзальной площади. Очень много странностей с  памятником – Т-34. Почему танк? Такой вопрос  у многих тайшетцев возник сразу же после открытия памятника.  И строился он как-то в полном молчании, без освещения в печати, на радио, в Тайшете в те годы было местное радиовещание. В газете «Заря коммунизма» за 1978-1980 годы нет ни слова о ходе строительства   этого памятника,  площади «Юбилейная». Не было и репортажа об открытии памятника. Во всяком случае, в  подшивках номеров газеты «Заря коммунизма» за 1978-1981 годы, хранящихся     в районном архиве нет  статей на эту тему. Номера газеты с репортажем об открытии памятника Т-34 не сохранилось? Не знаю, но продолжаю искать.  Может  быть,  не было никакого репортажа?  Есть лишь статьи с   обоснованиями установления именно танка.      Не проведенное в свое время общественное обсуждение варианта памятника, отсутствие постоянного освещения в газете хода строительства площади породили много всяких вопросов, которые можно задавать и сегодня. Ответа не будет.  В  период 1987-2004 годов, то есть после установления танка, в местной газете началась вялая  полемика на эту тему, вызванная статьей Александра Исакова  «Гуманитарный танк».  

     Танк  Т-34 — общий символ Победы, не имеющий   отношения к конкретному боевому и трудовому вкладу   тайшетцев. Здесь танки не производили, не ремонтировали, не все тайшетцы воевали танкистами. Если и  пожертвовали тайшетцы и шиткинцы в годы войны деньги на строительство танковой колонны «Иркутский колхозник», то они собирали деньги еще и на боевые самолеты. Отчего же тогда не самолет, а танк? На самолёт собрали меньше пожертвований, чем на танк?   Вероятно, сначала родилась идея установить танк, «достать» его было легче, чем самолёт, наверное,   а потом уже найти обоснование почему он стал памятником. Объяснять   только тем, что тайшетцы собрали немалые деньги на строительство танковой колонны, не совсем правильно, но именно   такой аргумент повторяется вновь и вновь. Например, в документальном сборнике  «Помним всех поименно» 2007 года издания.

     Кстати, журналист Александр Петров  в своей статье утверждает, что в сборе средств на танковую колонну участвовали колхозники  59 сельхозартелей, на самом деле их было больше.  Как о примере  высокого патриотического порыва   тайшетцев, Петров сообщает о самом крупном пожертвовании — от колхозников артели имени 23 годовщины Октября  из деревни Тимирязево поступил один  миллион рублей. Только автор не озвучил немаловажный факт: артель в   Тимирязево, спецпосёлке НКВД, была  неуставная, а её члены – люди, лишённые политических прав и работавшие в ограниченных для них экономических условиях. Учитывая это,   можно предположить, что  вклад тимирязевцев-спецпоселенцев в дело строительства танковой колонны мог иметь некоторый налёт  принудительного характера.  Авторы сборника «Назовём всех поименно», как и Александр Петров, не учли того, что на  пьедестале памятника   имеется надпись: «Вам, людям, создавшим это грозное оружие и победившим в Великой Отечественной войне от благодарных потомков». И никак не комментируют эту эпитафию.  Если есть такая надпись, то будет ли считаться  сбор денег на строительство танка    «созданием»  грозного оружия?  Вопросы на этом не заканчиваются. Значит, танк установили для увековечивания памяти о личном   и боевом вкладе тайшетцев в дело Победы.  Ведь пожертвования граждан  на какое-нибудь благородное дело — это личный вклад, не трудовой.      Конечно же, ценным был любой вклад тружеников тыла в общее  дело советского народа, однако большим и значимым   был трудовой, то есть производственный   вклад, а не личный. А вот трудовому вкладу тайшетцев в дело Победы нет ни одного памятника в Тайшете и Тайшетском районе! Самоотверженный труд в тылу войны, как известно, был  приравнен к подвигу. Подвиг был, а памятника нет!

Если говорить только о сборе денег на танковую колонну, то это отражает очень небольшую часть всего личного вклада тайшетцев в обеспечение Красной Армии. Люди жертвовали на многое, что требовалось для Победы – в фонд обороны, на госзаймы, на подарки воинам Красной армии и на другие благие дела.. И еще раз прочтём надпись на   памятнике и увидим — нет упоминания о   тайшетцах и шиткинцах, а только о каких-то «людях», создавших и победивших.  Кто они? Стоя у памятников, люди не должны гадать, они должны знать конкретно – кому и за какие такие дела-подвиги.

В 1994 году в районной газете была опубликована статья журналиста  Александра Исакова  «Гуманитарный танк, в которой говорилось, что танк появился в Тайшете по прихоти самого первого в городе политического деятеля тех лет – первого секретаря горкома КПСС Виктора Филипповича Кочерова. Статья окончательно внесла сумятицу в осмысление танка  как памятника. Некоторые тайшетцы начали поиск убедительных объяснений.   В частности,  Владимир Никифорович Фомич, непосредственно участвовавший в строительстве площади «Юбилейная», приводит два аргумента в пользу танка-памятника: некоторые  тайшетцы-фронтовики воевали танкистами, многие тайшетцы  впервые увидели легендарный танк.  Весомо, но не достаточно.      

    У руководителей тайшетских предприятий железной дороги тоже наблюдается увлечённость  устройством разных памятников. Только у локомотивного депо есть свой музей предприятия. Только железнодорожники публикуют  различные статьи, издают книги историко-краеведческого содержания, допуская при этом, к сожалению, серьёзные неточности, ошибки. Только у них есть  свои, увековечивающие боевой   подвиг железнодорожников, памятники  - паровоз Л-3449 и памятник у локомотивного депо. Общегородских памятников им недостаточно. На  паровозе имеется надпись следующего содержания: «Тайшетцам-железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. от благодарных потомков». Предельно ясно – памятник  фронтовикам, иных трактовок не может быть.    Но вот что странно, есть в газетных статьях разных лет  объяснения, что он, несмотря на однозначную эпитафию, установлен и в честь  тружеников тайшетских тыловых железнодорожных предприятий.    Получается, сначала напишем, а потом толкуем написанное иначе. Легче, тогда уж, сменить надпись – посвящен, мол, и боевому, и трудовому подвигу тайшетцев-железнодорожников. Вот и получается, что железнодорожникам действительно недостаточно общегородских памятников, так как они не увековечивают трудовой подвиг тружеников тыла, например, железнодорожников.  Ни одно другое   управление, головное предприятие какой-то определенной отрасли экономики района и города не ставили, не  собираются ставить памятники трудовым подвигам своих работников.  Впрочем, я не совсем прав: у проходной автобазы по улице Октябрьская установлен автомобиль якобы   военных лет, а в саду железнодорожной школы № 85 вознеслась к небу стела, увековечивающая память о выпускниках и учителях, погибших в Великую Отечественную войну.  

Однако, если следовать  благородному порыву железнодорожников, то труженикам сельского хозяйства тоже следовало бы   поставить памятник  трудовому  подвигу колхозников в году войны. И работникам лесной промышленности тоже.  А что тогда соорудить медицинским работникам, банковским служащим и многим другим, придерживаясь заданному железнодорожниками отраслевому принципу сооружения памятников   общему, по сути,  трудовому подвигу   всех вместе взятых тайшетцев в годы войны? Увековечивать подвиг погибших в войну работников каждого конкретного предприятия, учреждения  на их территориях, как например, у локомотивного депо, это совсем иное дело, чем рядом с существующим уже городским памятником сооружать свой, отраслевой.   

       И ещё, паровоз  установленный железнодорожниками, не военных лет – он, в числе 714 других, был построен  в 1954 году. Получается, что выбранный символ не отражает суть того, что он увековечивает, или отражает очень отдаленно и косвенно. Невозможно представить, чтобы   увековечить подвиг  военных шоферов на пьедестале, что у автобазы Тайшета был бы установлен    не УралЗИС, а    ЗИЛ-130.    А кто сказал, что памятник-автомобиль посвящен шоферам военных лет?  Может быть это памятник автомобилю? На памятнике ведь нет никаких указаний кому и за что.  Какой именно это УралЗИС?  На нем не написано. УралЗИС-5? Если так, то какой серии – В или М?  Если М, то это автомобиль послевоенных лет, не имеет отношения к войне. Обо всем этом не прочесть на постаменте.    

  

 

     Продолжим говорить о привокзальной площади. К памятникам типа «мемориальный знак» относится мемориальная доска   на здании вокзала, свидетельствующая о памятном   событии — участии   Анатолия Жигулина, будущего советского поэта и прозаика, в строительстве железной дороги Тайшет – Братск-Усть-Кут в 1950 — 1951 годы. Инициаторами установления мемориальной доски  были не железнодорожники. Надо сказать, что предлагалось иное место для этой мемориальной доски – здание центральной библиотеки. Появись она на стене библиотеки,  возник бы уместный вопрос – почему надо увековечить память о Жигулине? А не о  Константине Дмитриевиче Янковском, например? Или подчеркнуть значимость для Тайшета творчества   Ямилия Мустафьевича Мустафина  таким знаком? Не будем говорить о литературном таланте Жигулина, но как строитель железных дорог он был плох – гнал, по его же словам из его же биографической повести «Чёрные камни», туфту на сооружении насыпи будущего БАМа. Когда памятная доска Анатолию Жиглину  была открыта и прочитано всё, что на ней написано, то меня лично охватило разочарование. В тексте  не сказано, что Жигулин   не по творческому капризу поэта  худо-бедно участвовал в строительстве БАМа — он был заключенным особого лагеря НКВД-МВД СССР №7,   «Озерлаг». Именно этот факт сподвинул ируктских журналистов к открытию доски. Именно  об этом печальном факте биографии поэта и надо было написать на мемориальной доске.   Не понять, почему умолчали о лагерном прошлом будущего поэта.

  

Автор: Евгений СЕЛЕЗНЁВ.

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

23.01.2015

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх