12+

Тайшетская общественно-политическая газета «Бирюсинская новь»

Главная / Статьи / А так ли мной прожиты годы
24.12.2018 14:01
  • 12

Категории:

А так ли мной прожиты годы

КАЖДОМУ человеку, взрослому и здравомыслящему, свойственно вспоминать о прожитом. И чем он старше, тем чаще и больше этих воспоминаний и других размышлений приходит на ум. У великого писателя, нашего земляка Виктора Петровича Астафьева, есть в одном из его рассказов, написанном им в преклонном возрасте, стих, взятый им у какого-то поэта: «А так ли мной прожиты годы, и долго ль осталось мне жить, и много ли будет народу, когда понесут хоронить.» Лично меня волнует первая строка: так ли я прожил свою жизнь.

ДУМАЮ, что жизнь свою прожил я правильно, нормально. Может быть что-то сделано не совсем так, что-то, может быть недоделано, но теперь уже не доделать, не исправить, и если бы мне пришлось повторить все сначала – я бы сделал так, как сделано, и как прожито. Возможно с небольшими изменениями, даже учитывая то, что не всё и не всегда было гладко.

Родился я в деревне Тайшетского района,в довоенное время. Там жил, рос, учился до совершеннолетия. Родители работали в колхозе, за работу получали только то, что производил колхоз, да что ещё удавалось произвести в своем личном хозяйстве.

В деревне была школа, в которой получали начальное образование, четыре класса. Если была возможность учиться дальше, учились или в Шелеховской средней школе, или где-то еще. В Шелехово нужно было каждый день ходить пешком в любую погоду. Дороги, даже гравийной, не было, одежда была плохая, часто не по размеру, обувь у большей части детей была самодельная, учебники носили, в основном, в самодельных сумках. В школе не было ни столовой, ни буфета, что- то съедобное брали с собой. После осенних каникул, с ноября и до весенних каникул, мы жили в селе Шелехово на квартирах, у родственников, у знакомых, так как в интернат нас не принимали, там жили дети из дальних деревень. Жизнь была не легкой, ребенок 11–12 лет должен был сам себе приготовить что-то поесть, мало кому готовила хозяйка квартиры. Электричества и электропечей не было, не хватало дров для отопления. В субботу мы ходили домой. В воскресенье с продуктами для будущей недели возвращались на квартиру.

Окончив десять классов, я поступил в Тулунский техникум механизации сельского хозяйства, где получил специальность «техник-механик по тракторам и автомобилям». В августе 1960 году был призван на службу в армию. Прошёл переподготовку в третьем военном автомобильном училище в городе Уссурийске. Там нас, специалистов по автотракторной специальности, готовили на замещение офицерских должностей.

Как учеба в армии, так и армейские годы были интересны, много дали они мне для жизни. После демобилизации работал в Тайшетском отделении «Сельхозтехника», потом в совхозе «Тайшетский» механиком. Работать с техникой было интересно, несмотря на то, что зарплата была невысокой, а работа – грязной, рабочий день был в сезонное время ненормированный. В 1966 году в мастерской совхоза я и ещё три специалиста изготовили разбрасыватель минеральных удобрений. Планировалось изготовить еще несколько таких разбрасывателей, но в сельхозтехнику поступили точно такие же, заводского изготовления.

Из совхоза, по указанию председателя райисполкома Василия Матвеевича Сухарева, бывшего директора совхоза, я был направлен на работу механиком в производственно-дорожный участок – 2182. Здесь пришлось работать с автомобилями и дорожной техникой. Автомобили, в основном, были собраны на Тайшетском РМЗ из списанных. Ремонтировать их приходилось постоянно. Участок обслуживал и содержал дороги Тайшетского района, начиная от Шиткино и Шелехово и дальше. Некоторые дороги строились заново. Так за время моей работы в дорожном участке были сделаны дороги Иванов Мыс-Джогино, Рождественка-Покровка. Кроме основной работы механика, я вел работу в профсоюзной организации дорожного участка.

В июне 1969 года я, по рекомендации Тайшетского РК КПСС, был направлен на работу в милицию, в ГАИ, автоинспектором. В ноябре этого же года меня назначили старшим госавтоинспектором, в то время это был начальник ГАИ. В конце июля 1970 года меня направили на повышение квалификации на двухмесячные курсы в Новочеркасскую школу милиции, после окончания которых, я считаю, у меня началась плодотворная работа, о которой я ранее мало чего знал.

Применяя полученные знания, я увеличил число общественных инспекторов ГАИ. Была тогда дружина общественных инспекторов, помогавшая в работе ГАИ в свое личное время, в основном вечером. Наладил связь с газетой «Заря коммунизма». Моим наставником-шефом являлась Татьяна Евгеньевна Конотопцева. Мог ли я знать тогда, что этот молодой корреспондент в последствии станет на долгие годы главным редактором газеты. С ее помощью мы в газете очень часто помещали статьи о работе ГАИ. Проводились выступления по местному радио. Много работы проводилось по представлениям ГАИ в советско-партийные органы по благоустройству улиц города: уборка кустов и деревьев у перекрестков для улучшения обзорности, установка дорожных знаков, перестановка автобусных остановок. Проводилась работа, касающаяся правил дорожного движения в школах города и района, создавались из школьников дружины «Юный инспектор движения». В начале 70-х годов ГАИ России приняла закон об использовании на автотранспорте автомобильных медицинских аптечек, знаков аварийной остановки, огнетушителей, мотошлемов мотоциклистами, об оборудовании автоприцепов тормозами и электрическим освещением. Внедрялось это очень трудно.

Увеличивалось число автомобилей и мотоциклов, необходимо было улучшать дороги и строить новые.

По представлению ГАИ было построено несколько участков дороги, для снижения дорожных происшествий. Так в деревне Байроновка была часть улицы, называемая водителями «церковная гора», это было возвышение, бугор, на котором раньше была церковь, проезжая часть была узкой и с поворотом. Не всякий автомобиль, особенно маломощные лесовозы, мог преодолеть это место, двигателю не хватало мощности въехать на этот бугор, автомобили скатывались вниз. Был случай, когда лесовоз, покатившись вниз, въехал в дом и повредил его. Я внёс представление в райисполком и в райком КПСС, в котором предлагал сделать новый участок по пустырю, минуя аварийный участок дороги. Потребовалось не менее года, чтобы новая дорога была сделана. Она существует и сейчас.

С началом строительства БАМа в Тайшетской автобазе № 6 Ангарстроя появилась колонна новых автомобилей «Магирус». Им из автобазы ежедневно нужно было переезжать к месту работы. Приходилось дважды в день колонне автомобилей ехать по улицам города, а где-то и вблизи жилых домов, стали поступать жалобы от жильцов. Рассмотрев все возможные варианты проезда, я внес представление в горисполком и предложил сделать новый участок дороги от улицы Транспортной, где сейчас находится АЗС, через болото к улице Гагарина, к шпалозаводу. Мотивировал я это тем, что со строящегося объекта ТКСИ вывозимый грунт на свалку за город, можно использовать на насыпь дороги. И затрат будет мало, и дорога, которая останется городу надолго, будет сделана. В этом вопросе меня поддержал директор автобазы Фёдор Дмитриевич Попандопуло, дорога была в короткий срок построена. Раньше она была выше, сейчас просела. Так же по моему представлению был спрямлен участок дороги от магазина «Пирамида» в сторону улицы Свобода, а далее к ручью Крутенький. Когда планировалось строительство моста через реку Бирюса и новый автомобильной объездной дороги, минующей Тайшет, я участвовал в работе комиссии по выбору места, на котором планировалось построить мост. Я, как начальник ГАИ, в составе комиссии, подписал план прокладки новой объездной дороги, минуя Тайшет.

В 1982 году областной ГАИ было решено создать Тайшетское МРЭО, оно должно было обслуживать и Чунский район. Меня перевели на должность начальника МРЭО, разрешив подобрать помощников на мое усмотрение, служебное помещение и все необходимое для работы. Работать со мной согласился Харис Хаснутдинов. Более года мы с ним работали вдвоем и в Тайшете, и один раз в неделю, выезжая в Чунский район. Помещение, выделенное под МРЭО, необходимо было обставить соответствующей мебелью для работы, обустроить комнату-класс для приема экзаменов. В то время работал Юртинский ЛДК, который изготовил нам мебель на заказ, а кое-что и подарил на правах спонсора. МРЭО обеспечили автотранспортом, был у нас автобус с экзаменационными аппаратами, грузовой и легковой автомобили для приема экзаменов по вождению автомобилей.

Первых посетителей мы приняли 3 марта 1982 года. Водительские удостоверения были нового образца – ламинированные, для этого у нас был аппарат – ламинатор. В 1983 -84 годах была произведена полная замена водительских удостоверений в обоих районах.

За время работы в ГАИ и МРЭО приходилось проходить разные обучения. Так областная ГАИ ежегодно в начале года проводила от двух до пяти дневных сборов начальников ГАИ и начальников МРЭО. Работали месячные курсы повышения квалификации инспекторов и начальников ГАИ во многих городах России, на которых побывали и Тайшетские автоинспектора. Я прошел обучение в Новочеркасске, в Краснодаре два раза.

Я помню всех ребят, с которыми пришлось работать. В начале это были: Петр Дубровский, Василий Артюхов, Виктор Виниченко, Валентин Яковлев, Константин Черешнев, Михаил Петров, Геннадий Баженов, Геннадий Прудников. В последствии штат ГАИ расширился, появились: Геннадий Шутов, Андрей Ильяшенко, Валерий Буровцев, Николай Цукало, Сергей Виноградов, Харис Хаснутдинов, Владимир Исаев, Владимир Тресков, Виктор Змушко.

Из всех инспекторов Тайшетского ГАИ один Владимир Тресков имел специальное образование «автоинспектор», он закончил школу автоинспектров.

Кандидатов на работу в ГАИ и МРЭО, когда это требовалось, я подбирал сам, а потом рекомендован их руководству ГОВД. Кто-то долго не задерживался, если не нравилась работа, кто-то работал до пенсии, а некоторые переходили на высшие должности. Один из них Сергей Николаевич Лысенко уже полковник, начальник полиции.

Считаю, что свои 30 лет я отработал в милиции достойно, законы не нарушал, зла никому не сделал. Жил честным трудом и до сих пор живу в том доме, из которого пришел на работу в милицию. Не жалею, что пользуясь служебным положением, не «сделал» себе благоустроенную квартиру, не приобрел крутую иномарку, не сколотил капитал. Хватает мне того, что заработал, тем и живу. Зато живу четно и считаю, что самое главное для человека, как говорил Николай Островский: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Мне не больно.

Поздравляю тайшетцев с наступающим, Новым, годом. Желаю всем здоровья и исполнения желаний.

Автор: Николай ОФИЦЕРОВ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх