12+

Тайшетская общественно-политическая газета «Бирюсинская новь»

Главная / Статьи / Сделаем цифровые рынки честными
09.04.2018 15:54
  • 2

Сделаем цифровые рынки честными

15 МАРТА, во Всемирный день прав потребителей, в актовом зале районной администрации прошёл круглый стол: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

В ЕГО работе приняли участие: Наталья Абрамчик, начальник отдела потребительского рынка и предпринимательства управления экономики и промышленной политики администрации Тайшетского района; Ольга Кадырова, специалист «Центра гигиены и эпидемиологии В Иркутской области» в Тайшетском и Чунском районах; Наталья Заика, начальник отдела потребительского рынка и услуг управления экономики администрации Тайшетского городского поселения; Юлия Лебедева, ведущий специалист территориального отдела.

Ежегодно, 15 марта, международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей. Просветительские мероприятия проходят по всему миру, в том числе и в Российской Федерации. В нашей стране повсеместно работают телефоны «горячих линий». Каждый может получить разъяснение своих прав. Тема сегодняшнего дня – продолжение направления, заданного в 2017 году, которое называлось: «потребительские права в цифровую эпоху». То есть тема для обсуждения – покупки товаров в сети Интернет, а также оплата услуг онлайн, автоплатежи на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и так далее. До потребителей необходимо донести, чтобы они думали, взвешивали свои действия, связанные с оплатой товаров и услуг онлайн. Потому что продажа товаров и услуг в сети Интернет, с использованием мобильной связи открыла широкий выбор для потребителей при совершении покупок. Однако, наряду с преимуществами, электронная коммерция раскрывает ключевые проблемы: доступ к справедливым и безопасным рынкам, возмещение ущерба, защита от мошенничества, гарантии равного отношения ко всем его участникам.

Потребитель имеет полное право на получение чёткой и ясной информации для того, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернета. Потребитель должен хорошо понимать, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.

Об оказании услуг и консультаций по вопросам защиты прав потребителей и оказании помощи в составлении претензий рассказала Наталья Викторовна АБРАМЧИК:

– В течение 2017 года от жителей муниципального образования «Тайшетский район» поступило 317 обращений, в 2016 году – 308, в том числе 108 письменных, 209 устных. Произошло увеличение обращений на 2,9 процента по сравнению с 2016 годом.

При обращении потребителей специалисты отдела проводят правовой анализ ситуации, дают соответствующие рекомендации, подготавливают необходимые для защиты прав потребителей документы: претензии, иски в суды.

Основную долю обращений занимает торговля – 86 процентов – продажа некачественных сотовых телефонов, ноутбуков, обуви, одежды, товаров сложнобытовой техники и так далее; бытовые услуги – девять процентов – некачественная установка пластиковых окон, оказание услуг по ремонту; коммунальные услуги занимают три процента от общего числа обращений. Специалисты отдела постоянно ведут разъяснительную работу с руководителями торговых предприятий и индивидуальными предпринимателями закона «О защите прав потребителей», согласно которому они обязаны выполнять требования потребителей. Потребителям разъясняются их права при обнаружении в товаре недостатков. По закону «О защите прав потребителей» направлено 13 исковых заявлений на сумму 463 710 рублей, в 2016 году – девять исковых заявлений на сумму 145 545 рублей для удовлетворения претензий потребителей в судебном порядке на некачественный смартфон, планшетный компьютер, сотовый телефон, водонагреватель, мопед, снегоход, насос, некачественные услуги по ремонту и другое.

Общая сумма компенсации в досудебном порядке урегулирования споров в 2017 году составила 859 470 рублей.

Одной из основных проблем в реализации закона о защите прав потребителей является нарушение сроков возврата денежных средств за приобретенный некачественный товар, из-за отсутствия независимой экспертизы в Тайшетском районе, в основном товар направляется в города Красноярск, реже в Иркутск. При возврате дорогостоящего некачественного товара, приобретенного по средствам предоставления кредита покупателю, возникает проблема возврата денежных средств по данному кредиту, в результате покупатель терпит неудобства из-за независящих от него обстоятельств.

О нарушении прав потребителей в результате приобретения товаров и услуг через Интернет говорила Наталья Анатольевна ЗАИКА:

– В 2017 году за защитой своих прав в отдел потребительского рынка и услуг управления экономики администрации Тайшетского городского поселения обратилось 705 потребителей, в том числе 23 – на продажу товаров дистанционным способом, семь – на оплату услуг ЖКХ, три – о мобильной связи, два – на Интернет.

Наша задача провести работу, чтобы разрешить вопросы потребителей в досудебном порядке.

В тех случаях, когда продавцы, исполнители услуг, отказываются разрешить спор в досудебном порядке, приходится обращаться в судебные инстанции.

За текущий период тайшетцам оказана помощь в составлении 65 исковых заявлений по нарушению потребительского законодательства в суды различных инстанций. В адрес руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей направлено 313 претензий. Возвращено, либо заменено товаров ненадлежащего качества в добровольном порядке на сумму 536 тысяч рублей.

Об организации дистанционной торговли в Интернете и защиты потребительского рынка от опасной и фальсифицированной продукции познакомила участников круглого стола Ольга Александровна КАДЫРОВА:

– При продаже товаров дистанционным способом является обязательным соблюдение Правил продажи отдельных видов товаров, которые запрещают продавать вне стационарных мест торговли лекарственные препараты, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружие и патроны к нему, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, а также продовольственные товары, за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара.

Согласно санитарным правилам розничная торговля биологически активных добавок допускается в аптечных учреждениях, специализированных магазинах по продаже диетических продуктов и специализированных отделах в продовольственных магазинах. Розничная торговля БАДами вне указанных мест, в том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьюторов, является нарушением санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, дистанционным способом нельзя продавать лекарственные средства и биологически активные добавки, алкогольную продукцию, драгоценные металлы и камни, оружие, аудио и видео диски и ряд продуктов. Это является нарушением действующего законодательства и влечет привлечение торговых предприятий к административной ответственности.

Отдельной строкой следует сказать о фальсифицированной и поддельной продукции, которую могут предлагать интернет-магазины. Как себя обезопасить? К сожалению, в наше время подделки встречаются все чаще, и отличить подделанный товар от настоящего бывает очень сложно, а подчас вообще невозможно. Потребителям следует обращать внимание на информацию о товаре, его составе, сроках изготовления, годности и реализации. Если в представленной информации о товаре или его производителе что-нибудь смущает, то от приобретения такого товара лучше отказаться.

На чем необходимо заострить внимание: проверить реквизиты и наименование юридического лица – владельца магазина; обратить внимание на правила интернет – магазина; сравнить цены в разных интернет – магазинах; уточнить, сколько придется заплатить; постараться избегать предоплаты; поинтересоваться, будет ли выдан чек; также можно позвонить в справочную интернет – магазина и выяснить, как долго он существует.

Уже есть так называемые «Черные списки» интернет – магазинов – о них тоже можно запросить информацию.

При приобретении товаров через Интернет немаловажным значением являются отзывы покупателей о товаре и продавце, поэтому следует обратить на них внимание. Чем больше положительных отзывов, тем лучше. Желаю всем приятных покупок и позитивных эмоций.

СегоднЯ большую популярность приобретают интернет сервисы. Всё больше людей стали совершать покупки дистанционным способам, но законодательство в этой сфере имеет низкий уровень защиты прав потребителей. Об этом говорила в своём выступлении Юлия Ивановна ЛЕБЕДЕВА:

– Главная особенность такой торговли в том, что у покупателя нет возможности воочию ознакомиться с товаром до момента его получения. При этом оплата приобретенного товара может быть осуществлена в электронной форме с помощью систем электронных расчетов, технологии которых основаны на использовании банковских карт, либо принятой в данной зоне сети Интернет системы электронных денег. Таким образом, при дистанционной торговле покупатель находится в уязвимом положении.

В законодательстве о защите прав потребителей не определен порядок, условия заключения договора и его форма. На практике очень часто возникает вопрос о том, когда же был заключен договор. В правилах продажи товаров дистанционным способом говорится, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Но по факту, покупатель, заказывая товар в электронной форме, получает лишь ответ о том, что заказ принят и с вами в ближайшее время свяжется менеджер. Получив такой ответ, покупатель воспринимает его как оплату, а если предложение на сайте было публичной сделкой, то в соответствии с Гражданским кодексом РФ, как подтверждение – получения оплаты, и начинает ждать звонка или письма от менеджера заказа.

Существует проблема со сроками доставки товара. В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

В отношениях по дистанционной торговле помимо продавца и покупателя, участвует дистрибьютор или другое лицо, выступающее посредником.

В связи с тем, что правовой статус последнего не закреплен законодательно, на практике возникают разные проблемы.

СЛУШАЯ докладчиков, дискуссию по обсуждаемым вопросам, подумалось об одном, насколько наше население, то есть потребители, юридически не подкованы, в большинстве своём безграмотны в вопросах защиты своих прав. Потому такие «круглые столы» необходимы и важны.

Ни для кого не секрет, что нынешняя торговля продовольственными товарами вызывает особую тревогу и возмущение. Когда в ней наведут порядок, и люди будут радоваться качественным продуктам, тема другого разговора. В следующих номерах мы и об этом поговорим.

Автор: Людмила ОМЕЛЕНЧУК.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх