12+

Тайшетская общественно-политическая газета «Бирюсинская новь»

Главная / Статьи / Святая Русь
07.09.2017 08:45
  • 16

Святая Русь

В НАЧАЛЕ нынешнего года в № 7 от 17 февраля в газете «Бирюсинская новь» прошёл материал «Оценки нам поставит жизнь», в котором преподаватель школы № 85 Татьяна Павловна Попова рассказала о школьных предметах – основы духовно – нравственной культуры народов России и основы религиозных культур и светской этики. Она говорила и о детях, родители которых пожелали заниматься уроками этики.
Мы обещали, что Татьяна Павловна вернётся к теме о ценностях человеческой души. Сегодня мы предоставляем ей такую возможность.

У ПЁТРА Вяземского в стихотворении есть такие строки: «Не в славу, не в почет народные скрижали родную нашу Русь Святой именовали».
Ни одно государство в мире не величают так. Почему же Русь называют Святою? Может быть, в ней живут одни святые? Почему даже в Государственном Гимне Россия есть строки: «Священная наша Держава, хранимая Богом родная земля!»
Главным идеалом жизни народа России всегда была, есть и будет – святость. Когда мы называем себя наследниками России, то должны помнить о тех, кто жил задолго до нас, творил нашу историю, побеждал, обживал, осваивал, открывал, изобретал, создавал нашу Державу, терпел поражения и выносил из них уроки – «Только в единстве сила России», самоотверженно защищал, воссоздавал из руин и пепла – «Славься, Отечество, наше свободное».
Душа народа России складывалась в духовных традициях и всегда искала свою опору в вере, правде, и духовной красоте. Лучшие традиции нашего народа – это духовный тысячелетний путь Православия, которым шли наши предки, сберегая самое лучшее для своих потомков – веру, отечество, духовные ценности.
Традиции народа воспитываются и хранятся в семье от поколения к поколению. Без семьи народ никогда не сохранит традиций, вне семьи они погибают. Все высшие ценности живут в духовных традициях, в них сила духа нашего народа. Вечные ценности – то, что ценится во все времена: любовь, добро, вера, мудрость, истина, милосердие, благородство, правда, честь, мир, жертвенность, надежда... – вот идеал, образец святости, как свойство души нашего народа.
Сохранить духовные ценности, память наших предков, должны наследники, значит – мы... и передать их потомкам, значит – нашим детям. Мы наследники вечных ценностей – и потому «Не надо искать Святую Русь – надо жить в ней» сегодня и сейчас... Надо верить в Россию, если у неё было великое прошлое, значит великим должно быть и будущее, что может быть выше, сильнее, прекраснее, когда с нами вера, правда, и духовная красота.
Но мир противоречив, и таким был всегда – в нём можно встретить высокое и низкое, светлое и тёмное, прекрасное и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. Есть свет и тьма, благородство и низость, чистота и грязь – до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться. Эти противоречия раздирают душу каждого из нас, ставя перед выбором. Наш земляк писатель Валентин Распутин советовал: «В жизни всего не сделать – делайте главное, всего не объять – берите лучшее...», только вот «главное» и «лучшее» – у каждого своё.
«Ответь мне, душа моя, кто ты? Если от небес, то почему ищешь счастья в грязи? Если ты от земли, то откуда у тебя тоска по небу?... Если ты не помнишь о рае, то откуда эти горячие слёзы, которые обжигают твоё сердце, слёзы неведомой любви, более сладкие, чем все наслаждения мира?» – пишет Архимандрит Рафаил.
На Святой Руси всегда были и есть святые праведники, которые считали себя грешными, и грешники, которые считали себя праведниками – и в этом тоже свобода выбора каждого из нас, чем мы живём – только земным или хоть чуть-чуть небесным? В том-то и беда, что нельзя быть «чуть-чуть» верующим, и осознавая это, душа, привязанная к земному, скорбит в покаянии. Кто-то сказал, что «душа – это струна, натянутая в небо», именно так мне представляются вертикали духовного восхождения людей и тех, кто «не от мира сего», и тех, кто может быть на самом дне этого мира, но большинство из нас между ними, кто ближе – кто дальше, но в едином стремлении к Свету. Мы падаем и поднимаемся, вновь падаем и вновь поднимаемся, освобождаясь от лишнего, что мешает душе в её естественном стремлении к Истине и твёрдо верим, что у солнца хватит лучей на всех, только за них надо крепко держаться, а не «чуть-чуть».
На Руси издревле почитали святых. Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих – почитаемых святых в разных ликах – это праведные, преподобные, мученики, исповедники, благоверные князья, Христа ради юродивые, святители, пророки и апостолы, евангелисты. Эти благочестивые люди являли собой образцы добродетелей и помогали обрести смысл жизни другим.
Святой Иоанн Златоуст так разъясняет: «Душа, очищенная Духом Божиим, в себя принимает луч от славы Божией и от себя отражает луч той же славы». Основной смысл почитания святых – образец победы человека над грехом, следовательно, и над вечной смертью. Ради этого стоит жить, и тогда жизнь – это подвиг.

Автор: Татьяна ПОПОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх